|
||||
|
Саврасов Алексей Кондратьевич
Посмотреть все картины художника Саврасова А.К. можно здесь Биография Саврасова Алексея Кондратьевича. Молодые годы Алексей Кондратьевич Саврасов родился 12 мая 1830 года в Москве в семье купца третьей гильдии. Алексей очень рано начал рисовать, уже в подростковом возрасте делал на продажу небольшие пейзажи. Поэтому он сразу избрал своей специальностью пейзаж, поступив в 1844 году в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Под руководством замечательного педагога К.И.Рабуса Алексей занимался пейзажной живописью и вполне удачно развивал свой талант. В 1850 году А.Саврасов написал свои первые крупные пейзажи «Камень в лесу у Разлива» и «Вид Кремля при лунном освещении», после чего ему предложили остаться работать в училище. Он иногда получал заказы на картины и неплохо зарабатывал. Вскоре внимание к молодому художнику привлекла написанная на выставку картина «Вид на Кремль от Крымского моста в ненастную погоду» (1851г). О самобытном мастере заговорили как о знаменитости. В 1854 г. Саврасов получает звание академика за картины «Морской берег в окрестностях Ораниенбаума» и «Вид в Ораниенбауме». Он стал популярен, вскоре удачно женился. Время от времени А.К.Саврасов, чтобы обогатить себя новыми впечатлениями, совершал поездки по Центральной России. После чего с новыми силами создает пейзажи: «Старые сосны» (1854г), «Вид в селе Кунцеве под Москвой» (1855г), «Старый дуб у обрыва над рекой» (1857г), «Вид в окрестностях Москвы при закате солнца» (1858г), исполненные с замечательным графическим мастерством. Биография Саврасова Алексея Кондратьевича. Зрелые годы В 1857 году Саврасов А.К. назначается руководителем пейзажного класса в Московском училище живописи и с того времени более 25 лет продолжается период его педагогической деятельности. Работал он увлеченно, прививая своим ученикам любовь к природе, поэтому впоследствии с большой благодарностью отзывались о нем его ученики К.А.Коровин и И.И.Левитан. У Саврасова в живописи тех лет появляется лирика в пейзажах и безграничная любовь к родной земле. В 1861 году в Москве организовалось Общество любителей художеств и А.К.Саврасов вступает в это Общество. В 1862 году он посещает на общественные средства Англию для ознакомления с современным западным искусством. Действительно, эта поездка сыграла большую роль в развитии творческого потенциала художника. Как писал сам Саврасов из Европы: «Ни одна в мире академия не могла бы так развить взгляд художника, как настоящая выставка в Лондоне». После знакомства с миром искусств в Англии А.К.Саврасов отправляется в Швейцарию, где открывает для себя замечательные горные пейзажи и собственный путь для эмоционального восприятия творчества. Там он пишет картину «Вид в Швейцарских Альпах из Интерлакена» (1862г) и возвращается на родину, переполненный творческими замыслами и идеями. Этим и объясняется взлет в творчестве художника в зрелые годы 60-70-х годов. Именно тогда он пишет много и увлеченно: «Сельский вид» (1867г), «Плоты» (1868г), «Зимняя ночь» (1869г), изображая обаяние природы и своеобразие русской деревни во вновь найденном типе полужанрового пейзажа. Творческие поездки художника по Волге сопровождались новыми работами: «Волга близ городца» (1870г), «На Волге» (1870-е), «Печерский монастырь под Нижним Новгородом» (1871г) и «Волга под Юрьевцем» (1871г), в которых уже намечались новые для творчества социальные акценты. 1871 год оказался для А.К.Саврасова переломным. Организовывая первую Передвижную художественную выставку, он пишет картину «Грачи прилетели», основываясь на этюдах с заурядными деревенскими мотивами переходной весенней поры и пробуждения природы от зимней спячки. Эта картина обессмертила его имя, став подлинной вершиной его творчества. Открыв собою новую эпоху, картина «Грачи прилетели» проложила в отечественной живописи дорогу лирическому направлению, напомнив о непреходящей ценности природы для духовной жизни. Во многих последующих сюжетах весенняя тема останется самой любимой для художника, в своем роде живописным символом. Но на этом рубеже в жизни А.К.Саврасова наступил перелом: пристрастие к вину, недостаток средств, разногласия в училище и глубокая депрессия привели к его падению. В 1882 году Саврасов был уволен из училища, жена и две дочери покинули его. В вине он искал утешение, но талант его пошел на убыль: в следующие 15 лет художественные работы Саврасов выполнял поверхностно, для заработка воспроизводя вульгарные копии своих же известных полотен, угождая плохому вкусу своих покупателей. Серьезных картин написано не было. Последние годы жизни А.К.Саврасов влачил нищенское существование, скитаясь по ночлежкам, забытый всеми. Умер А.К.Саврасов 26 сентября 1897 года в Москве. На его похоронах присутствовали только швейцар из училища и Третьяков П.М. Его бывший ученик Левитан И.И. писал: «Не стало одного из самых глубоких русских пейзажистов…» Самые известные картины Саврасова Алексея Кондратьевича. В картинах Саврасова А.К. 1850-х годов мы видим попытки борьбы с академическими традициями, самостоятельного преодоления художественной идеи. Одними из самых ранних картин этого периода являются два этюда — «Камень в лесу у Разлива» и «Вид в окрестностях Москвы с усадьбой и двумя женскими фигурами» (1850г). Более зрелым стал мастерски исполненный натурный этюд «Вид на Кремль от Крымского моста в ненастную погоду» (1851г), который впервые сделал его знаменитым. Значительную помощь в развитии творчества художника оказала поездка на Украину, ее результатом стали работы, датированные 1852 годом: «Степь днем», «Рассвет в степи», «Вид Киева», в которых он передавал свои чувства и впечатления от особенностей украинской природы и характер степных просторов. Постепенно художник переходит от романтических к гармоническим композиционным решениям: «Старые сосны» (1854г), «Вид в селе Кунцеве под Москвой» (1855г), «Старый дуб у обрыва над рекой» (1857г), «Вид в окрестностях Москвы при закате солнца» (1858г), «Пейзаж с рекой и рыбаком» (1859г). Последняя из перечисленных картин наглядно демонстрирует достижения художника: реальнее выглядит простота созданного образа, спокойная красота природы показывает основную концепцию картины. Высокое мастерство поэтических символов выделяются в наиболее запоминающихся натурных картинах: «Лосиный остров в Сокольниках», (1869) и «Лунная ночь. Болото» (1870). Многоплановая галерея саврасовских пейзажей идейно-обобщающего плана завершается самыми известными работами 70-80-х годов: «Радуга», «Зимний пейзаж. Иней», «Вечер. Перелет птиц» (1874), «Могила на Волге. Окрестности Ярославля» (1874г), «Волга. Дали», «На Волге» (1875), «Вечер. Поле с воронами», «Сумерки. Пейзаж», «Ночка» (1883), «Лунная ночь над озером» (1885), «Сосны на берегу озера» и «Оттепель» (1887г), которые были исполнены в сложной технике живописного рисунка. Все эти картины часто представлялись на передвижных выставках. Самая известная картина А.К.Саврасова «Грачи прилетели» (1871г) показала слияние в весеннем образе лирических и проникновенных пейзажей лугов и неба, церквей и темных изб. Здесь созерцательное пространство настроения окончательно превращается в достаточный самоценный компонент образа. Как метко писал И.Н.Крамской в письме к Ф.А.Васильеву: «…все это деревья, вода и даже воздух, а душа есть только в «Грачах» ». У Саврасова была вторая вершина, не уступавшая первой, - это картина «Проселок», написанная 2 года спустя. Однако она долго пребывала в неизвестности, так как художник, не оценив ее и не успев никому показать, подарил своему другу. Высоко оценена она была лишь в 1893 году. Принадлежность картин Саврасова Алексея Кондратьевича к художественным стилям. Принадлежность картин Саврасова А.К. к художественным стилям реалистического пейзажа проявлялась в его творчестве зрелых лет. Искусство художника проявлялось на непрестанных поисках живописного выражения образов, которые поражали глубокой правдой и знанием жизни. Ему удавалось гармонично соединять обобщение и конкретность, реальную красоту природы и переходные состояния. В русской живописи Саврасов являлся основоположником символистского «пейзажа настроения». Музеи и галереи – места выставок картин Саврасова Алексея Кондратьевича. Многочисленны места выставок картин А.К.Саврасова. Так, самое известное полотно «Грачи прилетели» (1871), как и не менее высокохудожественные «Проселок» (1873), «Рожь» (1881) находятся в настоящее время в Государственной Третьяковской галерее. В Государственном Русском музее выставлены картины: «Разлив Волги под Ярославлем» (1871), «Радуга» (1875), «Ранняя весна» (1890-е). Картина «Плоты» (1868) находится в Харьковском музее, «Лунная ночь.Болото» (1870) – в Серпуховском музее, «Весна.Огороды» (1893) – в Пермской галерее. Посмотреть все картины художника Саврасова А.К. можно здесь
© Художник Саврасов. Биография художника Саврасова. Картины, описание картин художника Саврасова
|
г. Москва т. 8-903-900-52-75
г. Санкт-Петербург т. 8-903-930-54-70
г. Новосибирск т. (383) 263-52-75
-Екатеринбург -Казань -Краснодар -Красноярск -Нижний Новгород -Пермь -Самара -Ростов-на-Дону -Уфа т. 8-903-900-52-75
|