Главная

 

Картины по художникам

 

Картины по алфавиту

 

Картины по жанрам

 

Лидеры продаж

 

О живописи

 

Как заказать?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Чемесов Евграф Петрович

 

Посмотреть все картины художника Чемесова Е.П. можно  здесь     

Биография Чемесова Евграфа Петровича: Молодые годы

Чемесов Евграф Петрович родился в 1737 году в деревне Озерки (Пензенская область) в семье бедного дворянина. По традиции, существовавшей в те времена, в шестнадцать лет поступил на военную службу в качестве капрала лейб–гвардии Семёновского полка. По свидетельствам современников Чемесов еще в юном возрасте прекрасно владел техникой рисования пером. Судьба распорядилась так, чтобы копии гравюр Вагнера, сделанные юным художником, попали на глаза попечителю Московского университета и первому президенту Академии художеств графу И.И. Шувалову. Государственный деятель, близкий к императрице, в то время был всесилен и убедил Чемесова перейти со службы в армии в студенты императорской Академии художеств. В 1759 году юного художника переводят из его полка в поручики Копорского полка при Академии художеств, а после перечисляют в Астраханский полк.

В Академии Чемисов учится на у Г.Ф.Шмидта и за короткое время делает поразительные успехи. Его учитель даже высказался : «Этот мальчик – подлинный гений в гравюре, делает мне честь». Старание в учении не дается молодому человеку даром и его здоровье пошатывается. После поставленного диагноза горловой чахотки покровитель Чемесова Шувалов берет его с собой на дачу, но здоровье гравёра так и не восстановилось. Не смотря на трудности в первые же годы учебы в классе Шмидта он выгравировал портрет Петра I (оригинал Натье), портрет графа И.И.Шувалова (оригинал Ротари), профильный портрет барона А.С. Строганова (оригинал Шмидта) и два портрета Елизаветы I (оригиналы Токе и Ротари). За последнюю работу, ныне известную как «Черная Мантилья» Академия Художеств производит Чемесова в 1762 году в академики. И после отъезда Шмидта за границу Чемесова приглашают занять его место.

 Биография Чемесова Евграфа Петровича: Зрелые годы

После того, как Чемесов занимает пост смотрителя гравёрного класса, в Российском гравёрном деле наступает короткий расцвет. Он получает звание конференц–секретаря Академии художеств. До тех пор пока его покровитель – Шувалов был всесилен, Чемисов занимался только любимым делом и получал все требуемые и необходимые материалы. Но Шувалов вынужденно уходит, а на смену ему приходит новый фаворит – И. И. Бецкий.  Как и происходит обычно, новая метла по новому замела. К любимчику своего предшественника новый директор предъявлял повышенные требования, сначала Чемисов за допущенные «оплошности» лишился звания конференц–секретаря, а затем по–тихоньку и остальных званий. Не дожидаясь, пока его лишат права преподавать, Чемесов 7 января 1765 года пишет заявление об отставке, которое удовлетворяется в этот же день.

После увольнения из Академии художеств в чине коллежского асессора Чемесов поступает на службу к императрице. В этот период Чемесов был уже смертельно болен, поэтому на службе у расположенного к нему графа Сиверса при архиве Петра I не успел создать ничего. Скончался в 1765 году 30 августа от чахотки горла. Похоронен 31 августа за государственный счет на Лазаревском кладбище (Санкт–Петербург) – могила художника не сохранилась. После ухода Чемесова гравировальное искусство в России остановилось в своем развитии на несколько десятилетий.

 Самые известные картины Чемесова Евграфа Петровича

За свою очень короткую жизнь Чемесов успел создать очень большое количество выгравированных портретов представителей царской семьи и русской знати (всего четырнадцать), признанные шедеврами русской и мировой гравировки. В основном гравюры Чемесов выполнял, используя рисунки очень модного в то время в России французского художника Ж. Л. де Велли, работавшего в Санкт–Петербурге. Среди всех блестящих работ, выполненных Чемесов, особенно выделяются подлинные мировые шедевры гравюры. Например, это портрет в миниатюре покровителя гравёра «куратора Ивана Ивановича Шувалова» (1760 год) с оригинала П. Ротари (приглашен к российскому двору самой императрицей Елизаветой в качестве придворного живописца); портрет императрицы Елизаветы (1761 год) тоже с оригинала П. Ротари; портрет графа Г. Г. Орлова (1764 год) с оригинала Ж. Л. Девельи. И последняя из известных на сегодняшний момент работ Чемесова – «Автопортрет» (1764-1765 годы), выполненный с оригинала его близкого друга Ж.Л. Девельи.

 Принадлежность картин Чемесова Евграфа Петровича к художественным стилям

За свою короткую жизнь Чемесов сделал для мировой гравюры непомерно много. С именем этого русского гравера связаны наивысшие достижения в области мировой портретной гравюры первой половины 18 в. Наследие, дошедшее до нас, очень мало. Помимо карандашного портрета Екатерины Второй и автопортрета до нас дошли еще четырнадцать изображений представителей русской царствующей семьи и высокопоставленных персон. Они выполнены офортом в сочетании с резцом и сухой иглой. Оригиналами для своих работ Чемесов, как и остальные гравёры того времени, использовал живописные портреты . Все работы мастера отличается высоким художественным уровнем, виртуозным владением сложными гравировальными техниками.

Музеи и галереи – места выставок картин Чемесова Евграфа Петровича

Большое количество гравёрных досок сохранялось до Октябрьской революции в музее Академии художеств, а после по распоряжению правительства были переданы в Государственный Русский музей.

Посмотреть все картины художника Чемесова Е.П. можно  здесь

 

 

 

 

 

 

 



©© Художник Чемесов. Биография художника Чемесова. Картины, описание картин художника Чемесова


 

 

г. Москва

т. 8-903-900-52-75

vseportrety@mail.ru

 

г. Санкт-Петербург

т. 8-903-930-54-70

vseportrety@mail.ru

 

г. Новосибирск

т. (383) 263-52-75

vseportrety@mail.ru

 

 

-Екатеринбург

-Казань

-Краснодар

-Красноярск

-Нижний Новгород

-Пермь

-Самара

-Ростов-на-Дону

-Уфа

т. 8-903-900-52-75

vseportrety@mail.ru